Александр Лукашенко: “Появляется многополярность. И этот процесс уже не остановить”

Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 июля проводит встречу с представителями зарубежных и белорусских средств массовой информации, пишет телеграм-канал “Пул Первого”.

На встречу с главой белорусского государства приглашены журналисты, представляющие СМИ из разных стран и регионов мира.

Александр Лукашенко сразу предложил не строить разговор в форме пресс-конференции:

– Давайте в свободном ключе проведем беседу, не пресс-конференцию, и поговорим о вопросах, которые волнуют вас и, полагаю, всех ваших зрителей и народы наших стран, в том числе и белорусский народ.

Глава государства обратил внимание, что миропорядок, установленный после Второй мировой войны, в которой народы Советского Союза сыграли решающую роль в победе над нацизмом, уже не существует.

– Недавно на заседании ШОС я сказал, что этот миропорядок на сегодняшний день уничтожен. Мы не живем по законам, международным правилам. Мы сегодня даже не живем по понятиям, – сказал Президент. – Мир разрушен, миропорядок тоже. Благодаря тем играм, которые затеяли крупные страны нашей планеты. Если говорить очень мягко, что ждет. Нас ждет, абсолютно в этом убежден, уход в небытие однополярной системы. Появляется многополярность. И этот процесс уже не остановить. Не остановить ни мирным, ни военным образом. Если появляется настоящий порядок, основанный на многополярности, то это совсем иная конфигурация, которая обеспечит совершенно серьезную устойчивость нашей планеты, которая будет опираться на много точек опоры.

В числе этих точек опоры Александр Лукашенко назвал США, Европейский союз, Китай, Индию. Также, по его словам, проявят себя страны Африки и Ближнего Востока.

– Мне бы хотелось, чтобы постсоветское пространство, насколько это возможно, консолидировалось и также выступило одной из точек опоры, – добавил белорусский лидер.

На территории Беларуси руководителя ЧВК “Вагнер” Евгения Пригожина нет, сказал Александр Лукашенко.

– Насколько я на сегодняшнее утро информирован, бойцы ЧВК “Вагнер” находятся в своих лагерях. В постоянных лагерях, где они находились после вывода с фронта на восстановление, – отметил Президент.

Вместе с тем он не видит рисков для Беларуси, если бойцы ЧВК будут размещены в стране.

– Меня абсолютно не волнует и не беспокоит, что у нас будет размещено определенное количество этих бойцов. Более того, они будут размещены под определенные условия. Главное условие: если нам нужно будет задействовать это подразделение для обороны государства, оно будет задействовано мгновенно. И их опыт будет востребован, – сказал Александр Лукашенко.

В то же время Александр Лукашенко уверен, что в Беларуси не может повториться ситуация, которая произошла с ЧВК “Вагнер” в России.

– Как у нас говорят, гадать на кофейной гуще смысла нет. Но я не думаю, что “Вагнер” где-то восстанет и повернет свое ружье против белорусской власти и белорусского государства. В жизни всякое бывает. Но я сегодня не вижу такой ситуации. Работать надо с людьми, – обратил внимание Президент.

По словам Александра Лукашенко, на сегодняшний день вопрос передислокации и размещения ЧВК “Вагнер” в Беларуси не решен. Глава государства подчеркнул, что это зависит не от него, а от решения российской стороны и самих вагнеровцев.

– Лагеря мы не возводим. Мы предложили им несколько бывших военных городков, которые использовались еще в военное время, – сказал Президент.

Александр Лукашенко подчеркнул, что отношения Беларуси и России после ситуации с ЧВК “Вагнер” будут еще более крепкими.

– В ближайшее время с ним (с Президентом России Владимиром Путиным. – Прим. ред.) договорились встретиться, – сказал Глава государства.

Александр Лукашенко отметил, что будет обсуждена и проблема вокруг ЧВК “Вагнер”, поскольку лидеры стран были вовлечены в эту проблему. Речь в числе иных вопросов пойдет и о дальнейшем функционировании подразделения.

– Я не все знаю и знать не хочу, что касается взаимоотношений Путина и Пригожина. Но надо понимать, что Путин Пригожина знает гораздо лучше, чем я. Я его просто видел при организации тех или иных мероприятий. Путин же с ним знаком значительно больше, еще с Санкт-Петербурга, когда они там жили и работали. И у них были очень добрые отношения друг с другом. Может быть, даже больше, чем добрые. Пригожин находится, я знаю абсолютно точно, на свободе. И в данный момент в том числе. Мы не единожды общались по телефону с ним. По-моему, вчера после обеда мы разговаривали с ним по телефону и как раз обсуждали моменты дальнейших действий ЧВК “Вагнер”. Он мне сказал одно: “Мы будем работать во имя России, во благо России и будем выполнять свой долг до конца, так, как мы договоримся и будет принято решение соответствующими органами власти”, – отметил Александр Лукашенко.

При этом Глава государства обратил внимание, что не надо ситуацию с ЧВК “Вагнер” сводить исключительно к Евгению Пригожину. Ведь в компании служит много других бойцов – героев России. Большое количество военнослужащих награждено орденами и медалями.

– А что касается “предатели”, “изменники” и прочее – это была первая реакция Президента Путина утром в субботу. Я думаю, что с течением времени она, может, и не поменялась, оценки, может быть, не изменились, но стали гораздо мягче. И одно дело высказать на весь мир, а другое дело, что у тебя внутри, – добавил Президент.

Отвечая на вопрос, ослабил ли Владимира Путина марш вагнеровцев, Александр Лукашенко подчеркнул:

– Даже не надейтесь на это. Никакого шатания не было. Никакой ослабленности не было. Путин занимался своими вопросами. В такой ситуации любой Президент, наоборот, активизируется, собирается. Путин тем более.

Один из вопросов Президенту касался позиции Запада по отношению к Украине, в частности, признания ошибок Запада, которые привели к конфликту.

– Одумается Запад или нет? Запад никогда ничего не признавал и не признает. Тем более сейчас. Они считают себя вершителями всего. Нет ЕС, нет Европы – она полностью под ногами США, и все, что принято в Вашингтоне, принимается европейцами, даже, что удивляет, в ущерб себе. Возьмите Германию. Четвертая экономика мира была. Где она сейчас? И зачем было разрушать такую высокотехнологичную экономику с испугу, со страху или в угоду кому-то? – спросил белорусский лидер.

Никогда США не признавали и не признают свои ошибки, подчеркнул Президент. Глава государства апеллировал к историческим примерам: бомбардировкам США японских городов Хиросимы и Нагасаки, когда это не имело военного смысла.

– Извинились? Нет. И таких много было случаев: и война в Корее, во Вьетнаме, потом ближе к нам – Афганистан, разрушили весь Ближний Восток, Ливию, Сирию. Признали они свою ошибку? Нет. Наплевать: “Однополярный мир, мы гегемон, у нас самая мощная армия, оружие, у нас доллар самое мощное оружие”, – вот и все, – отметил Александр Лукашенко.

Президент отметил, что опасную ситуацию с ЧВК “Вагнер” надо было погасить в зародыше, иначе существовал риск, что она может распространиться на всю страну и даже выйти за пределы России.

Глава государства рассказал, что предупредил об этом и руководителя ЧВК Евгения Пригожина:

– Дословно: “Женя, не обижайтесь, не обижайся на меня – наша белорусская армия переведена в полную боевую готовность. Определены войсковые подразделения, которые готовы к переброске под Москву. Москву мы будем с Путиным защищать”.

Александр Лукашенко рассказал, что для переброски в Москву был подготовлен спецназ.

– Первых 5 или 7 самолетов приземлились у нас для переброски белорусской бригады специального назначения под Москву. Это примерно, как вагнеровцы, а может, где-то и похлеще. И вы понимаете, что этот конфликт мог очень разрастись. Мы договорились (с российской стороной. – Прим. ред.): если нужно будет в моменте – мы в самолет и туда, – заявил Президент.

Самолеты предоставило российское Министерство обороны.

– Первая бригада специального назначения была уже готова. Если нужно было бы подключить силы специальных операций (у нас такие есть), мы готовы были их подключить, – добавил глава государства.

На встрече с представителями СМИ Александр Лукашенко подтвердил перемещение в Беларусь ядерных боеголовок, и это было сделано не по земле.

– Это такая тема (ядерного оружия. – Прим. ред.), на которую рассуждать особо не прилично любому политику. Определенное количество ядерных боеголовок перемещены на территорию Беларуси. Находятся под надежной охраной, – сказал Глава государства.

По поводу контроля за хранением ядерного оружия, то он, по словам Президента, обеспечивается идеальный, совместными усилиями белорусов и россиян:

– Потому что сами мы, нынешний состав белорусских Вооруженных Сил, обслуживать ядерное оружие не можем, потому что у нас его не было. Вещь очень серьезная. Поэтому мы на сегодняшний день все делаем вместе с Российской Федерацией.

Комментируя всяческие разговоры на тему того, кто все-таки будет принимать решение о применении ядерного оружия – руководство Беларуси или России – Александр Лукашенко обратил внимание, что даже при проработке менее важных операций, чем возможность применения ядерного оружия, лидеры обеих стран десятки раз созваниваются, встречаются, обсуждают.

– Применение ядерного оружия, даже если бы Россия решила это сделать, я уверен, что со своим ближайшим союзником, она бы посоветовалась бы. А тем более – мы, – сказал белорусский лидер.

Что касается применения, то Беларусь не собирается никого атаковать с помощью ядерного оружия. Оно предназначено исключительно для оборонительных целей.

– Если я чего-то не хочу или наш народ, наше государство не хочет, значит, не будет, – уточнил Александр Лукашенко о механизме принятия решения по использованию ядерного оружия.

Отвечая на вопрос одного из западных журналистов, обсуждал ли он тему Запорожской АЭС с Владимиром Путиным, Глава государства сказал, что этого не было.

– С Президентом Путиным мы ситуацию на Запорожской АЭС не обсуждали. Ситуация простая: если вы, американцы и Украина, не захотите, чтобы там случилось то, о чем вы говорите, этого не случится. У России нет необходимости взрывать Запорожскую АЭС. Она находится в руках россиян. Зачем взрывать? – сказал Александр Лукашенко.

– Этим войну в Украине не закончишь. Это всей Европе и Евразийскому континенту будет нанесен колоссальный ущерб, – добавил белорусский лидер.

– Переговоры в тупике, но пока еще есть выход из этого тупика. Есть возможность сесть за стол переговоров и договориться. Я в этом абсолютно убежден. Завтра может не быть такой возможности, потому что изменится ситуация, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Эта война в нашем доме, поэтому надо вести переговоры, пока это возможно.

Президент отметил, что многие страны предлагают себя как посредника в урегулировании конфликта. Но, заявил Глава государства, он не любит подобное посредничество. Беларусь же, обратил он внимание, не является посредником, поскольку война идет в общем славянском доме.

– Китай может сыграть важнейшую роль в урегулировании этого кризиса, если он этого по-настоящему не просто захочет, а будет добиваться, – заявил Александр Лукашенко на встрече с представителями СМИ.

Глава государства также развенчал заявления источников американского информационного агентства Associated Press, которые заявляли, что Президент Беларуси при урегулировании ситуации с ЧВК “Вагнер” консультировался с китайской стороной. Причем эти источники журналистов Александр Лукашенко назвал “неправильными, глупыми и безобразными”.

– У вас очень плохие источники. Никаких консультаций ни с кем по поводу переговоров с “Вагнером” у меня не было. Я сам знал, что сказать, без всяких консультаций. С Китаем у меня не было никаких контактов. А если бы они могли быть, то только с одним человеком – Си Цзиньпином. Мы с ним не разговаривали. И вряд ли возможен был бы этот разговор, если бы даже я захотел. В силу многих причин. Нет, нет и еще раз нет. Мы с Китаем – ни с послом, ни с посольством, ни с Си Цзиньпином, ни с военными – контактов не имели. В этом не было никакой необходимости, – подчеркнул Президент.

– Я пытаюсь объяснить, назвать причины, почему сейчас надо идти на переговоры. Позиция Запада такова: Европа готова к тому, чтобы вести сейчас переговоры, в том числе Франция. Может быть, прежде всего Франция. Это война в нашем доме, поэтому надо вести переговоры, пока это возможно. Зеленский занимает крайнюю позицию – “воевать, пока не освободим территории, если даже до последнего украинца”. США занимают промежуточную позицию. Они будут готовы к переговорам после контрнаступления, – сказал Президент.

По его словам, даже если это контрнаступление закончится для Украины неудачно, это тоже результат:

– Тогда надо идти на переговоры. И Европа с этим согласилась. Все сфокусировано на контрнаступлении.

Президент также заявил, что для Беларуси и России абсолютно неприемлема возможность захвата западных территорий Украины со стороны Польши или других стран Запада.

– И мы с Президентом России эту тему обсуждали. Полное взаимопонимание. Это очень опасный путь эскалации конфликта в Украине – если у них появится желание вторгнуться на территорию Украины и отвоевать “исторические” территории. Для нас это неприемлемо, – подчеркнул белорусский лидер.

Во время встречи с журналистами, отвечая на соответствующий вопрос в связи с размещением в стране российских войск и оружия, Александр Лукашенко подчеркнул, что никакого суверенитета Беларусь никому не отдавала.

– Я мог бы у вас спросить, а какой суверенитет я кому-то отдал? Кому я отдал часть суверенитета, чтобы остаться у власти? Я остался у власти благодаря своему народу. В том числе благодаря белорусским журналистам, которые здесь находятся. Они – пропагандисты и агитаторы всего лучшего, что у нас есть в стране. Только благодаря этому я нахожусь у власти, – сказал Президент.

– Поэтому никакого суверенитета мы никому не отдавали. Суверенитет – это власть в пределах границ определенного государства. Кто, кроме наших властных структур и в том числе Президента Беларуси, здесь осуществляет власть? – задал риторический вопрос Александр Лукашенко.

Главе государства был задан вопрос относительно его предложения по сопряжению интеграционных форматов ЕАЭС, БРИКС и ШОС, а также что нужно делать, чтобы и СНГ стало одной из опор многополярного мира.

– Вся наша беда в том, что мы если идем, то очень робко. Я тоже об этом говорил, – отметил Глава государства.

Он напомнил, что недавно на конференции в Москве сказал в адрес Президента России Владимира Путина, что России надо активнее демонстрировать себя. И хоть постсоветское пространство и разное, но его еще можно консолидировать.

– Россия – это будущее планеты. Все ресурсы здесь, – подчеркнул Президент.

Он отметил, что в стране есть многие прорывные технологии в различных сферах, а по многим направлениям есть компетенции и у Беларуси.

Он также подчеркнул, что всегда выступал за многополярное мироустройство.

Во время встречи Александр Лукашенко высказался о своем президентстве и ответил на вопрос о восприятии того, что его называли “последний диктатор Европы”.

– Если вы думаете, что, находясь у этой власти, я что-то чрезмерное получил, и получил ли вообще, вы ошибаетесь. Ничего подобного. Я работаю на большой, высокой должности, которую мне доверил народ. Работаю. А не властвую, – сказал Глава государства.

– Не я же решаю, быть мне у власти или нет, – подчеркнул белорусский лидер, говоря о трех десятилетиях у руля страны.

Отвечая на вопрос о судьбе Беларуси после его президентства, Александр Лукашенко сказал:

– Какова будет судьба моей Беларуси, я надеюсь, мы с вами увидим.

Глава государства заверил, что, какую бы роль он не исполнял, он “будет делать все, чтобы у Беларуси была своя судьба”.

– Я задумываюсь о том, что будет дальше, что будет после меня. Но если я буду жив после президентского срока, я буду идти этим путем и бороться за суверенную и независимую Беларусь, – заверил он.

– Что касается последнего диктатора Европы, вы должны уже извиниться передо мной. Вы уже отошли от этого определения. Никакой я не диктатор, а если и диктатор, то не последний, – добавил Александр Лукашенко.

Александр Лукашенко на встрече с журналистами ответил на вопрос об участии в президентских выборах в 2025 году.

– Я пока еще о президентских выборах даже не задумывался. Честно. И не планировал. Только в плане рассуждений: а что будет после меня? Только в этом ключе. А так я абсолютно ничего не планировал, – сказал Александр Лукашенко.

Что касается президентских выборов в России, которые должны состояться в 2024 году, Глава государства рассказал, что не обсуждал этот вопрос со своим российским коллегой Владимиром Путиным.

В то же время Александр Лукашенко обратил внимание, что сейчас, по социологическим исследованиям, у Владимира Путина высокая поддержка среди населения.

На встрече с представителями СМИ Президент ответил на вопрос о ситуации вокруг Киево-Печерской лавры и подчеркнул, что ни один монах без внимания в Беларуси не останется.

– Если Белорусская православная церковь это заявила, то ни один монах без внимания в Беларуси не останется. Эти люди ни в чем не виноваты. Зачем еще их обижать? Поэтому мы все сделаем для того, чтобы монахи с этой лавры нашли свой приют в Беларуси, если на то будет воля Господа и желание этих людей, – заверил Александр Лукашенко.

Президент заявил, что не понимает, зачем украинские власти притесняют этих людей. По его словам, это целенаправленное нагнетание обстановки.

– Цепляют за живое. А если бы это с мусульманами было? Уже бы, наверное, конфликт разгорелся еще мощнее, чем специальная военная операция. Это говорит о том, что никакого мира они не хотят. Они все время – в мелочах, по крупняку, идеологически, финансово, на поле боя – идут на конфронтацию. И это плохо, – подчеркнул Глава государства.

Президенту был задан вопрос, возможно ли такое развитие событий с учетом нарастания противостояния коренных европейцев и выходцев из других стран, в том числе мусульманских, – сожжение Корана в Швеции, беспорядки во Франции, возрастание негатива, который продуцируют европейские бюрократы в Германии.

– Я не исключаю. Но не хотел бы, чтобы эта гражданская война была в Европе. Потому что для нас это опасно не настолько, конечно, как развернулось бы противостояние в России. Но, тем не менее, опасно. Мы – центр Европы. Поэтому не дай бог за забором где-то что-то вспыхнет. Ну вот как в Украине. И что, нам хорошо от этого? Нам очень плохо, – сказал Президент. – Поэтому я не хотел бы. Но они (в Евросоюзе. – Прим. ред.) торжественным маршем идут к этому гражданскому противостоянию. И даже похлеще, чем во Франции. Во Франции уже давно можно было бы все это погасить, если бы не упертость какая-то властей. Если виноваты, с людьми надо разговаривать. А там вина есть и властей.

Выпады в отношении мусульман Александр Лукашенко назвал безмозглыми и глупыми.

– Зачем это делать? И тем более при покровительстве фактически властей. Что, шведские власти не могли это остановить? Могли. Но они сказали, что это законно. Поэтому не надо на ровном месте создавать проблемы, которые могут явиться причиной будущей гражданской войны, – заметил Глава государства.

У Александра Лукашенко спросили, собирается ли ехать в сентябре на саммит в ООН по целям устойчивого развития.

– Пока не отменяю это мероприятие. Пока. Будет известно задолго до того как. Посоветуемся со старшим братом. Если он не поедет, ну, чего мне без него туда ехать, – сказал Глава государства.

Информация и фото с сайта president.gov.by